Авария ракеты "Союз-ФГ" и корабля "Союз МС-10"

Сегодняшний день, 11 октября 2018 года, навсегда войдет в историю космонавтики из-за аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ» и второго в истории космонавтики спасения членов экипажа пилотируемого корабля «Союз МС-10» благодаря уникальной системы аварийного спасения САС! Уже названа предварительная причина ЧП. На борту находились российский космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг. Аварийная посадка произошла в Казахстане. Члены экипажа выжили благодаря системе аварийного спасения САС и с ними все в порядке.

 

Что же произошло 11 октября 2018?

1. Пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-10» произошел сегодня в 11:40 по московскому времени с площадки №1 космодрома Байконур. Космический аппарат направлялся к МКС. Стыковка с орбитальной станцией должна была произойти в 17:44. Однако на 123-й секунде при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй ступени произошло аварийное отключение двигателей второй ступени. На борту трехместного «Союз МС-10» находились космонавт «Роскосмоса» Алексей Николаевич Овчинин и астронавт НАСА Тайлер Николас Хейг. Третье место занял грузовой контейнер с продуктами питания.

Авария ракеты "Союз-ФГ" и корабля "Союз МС-10"

Авария ракеты «Союз-ФГ» и корабля «Союз МС-10»

Авария ракеты "Союз-ФГ" и корабля "Союз МС-10"

Авария ракеты «Союз-ФГ» и корабля «Союз МС-10»

Авария ракеты "Союз-ФГ" и корабля "Союз МС-10"

Авария ракеты «Союз-ФГ» и корабля «Союз МС-10»

2. После аварийного отключения двигателей сработал аварийный маяк, установленный в головную часть ракеты. Корабль разделился на отсеки и выпустил парашют со спускаемым аппаратом, который приземлился в 25 километрах от аэродрома Жезказган в Казахстане. Аварийный спуск проходил по крутой баллистической траектории. При этом экипаж испытал нагрузки до 6g-7g. Решение об отделении капсулы через 12 секунд после отсоединения первой ступени от второй экипаж принял самостоятельно.

Авария ракеты "Союз-ФГ" и корабля "Союз МС-10"

Авария ракеты «Союз-ФГ» и корабля «Союз МС-10»

3. К месту посадки спускаемой капсулы была направлена спасательная группа из самолета Ан-12 и четырех вертолетов Ми-8. Прибывшие на место падения капсулы специалисты убедились, что экипаж не пострадал и в медпомощи не нуждается. В целом состояние россиянина и американца медики оценили как удовлетворительное. Овчинина и Хейга эвакуировали в Жезказган, а затем — на Байконур. Оттуда россиянина и американца доставят в Центр подготовки космонавтов имени Гагарина в подмосковный Звездный городок.

Авария ракеты "Союз-ФГ" и корабля "Союз МС-10"

Авария ракеты «Союз-ФГ» и корабля «Союз МС-10»

Авария ракеты "Союз-ФГ" и корабля "Союз МС-10"

Авария ракеты «Союз-ФГ» и корабля «Союз МС-10»

Авария ракеты "Союз-ФГ" и корабля "Союз МС-10"

Авария ракеты «Союз-ФГ» и корабля «Союз МС-10»

4. «Слава Богу, космонавты живы. Хорошо, что должным образом сработали системы безопасности и сам экипаж», — сказал журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, глава государства получит «весь необходимый объем информации» о случившемся от гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина и вице-премьера Юрия Борисова. Последний проинформировал премьер-министра Дмитрия Медведева и других членов правительства о нештатной ситуации в ходе закрытой части заседания кабинета министров. «Я, как курирующий эту отрасль промышленности, безусловно, буду докладывать руководству страны обо всех деталях и о ходе рассмотрения комиссией причин аварии», — заявил Борисов.

Авария ракеты "Союз-ФГ" и корабля "Союз МС-10"

Авария ракеты «Союз-ФГ» и корабля «Союз МС-10»

5. Юрий Борисов заявил, что до выяснения причин случившегося «Роскосмос» приостановит пуски ракет с пилотируемыми кораблями. Расследованием инцидента займется аварийная комиссия, состав которой определит Рогозин. Глава НАСА Джим Брайденстайн пообещал провести тщательное расследование случившегося. Борисов отметил, что рассчитывает на понимание американской стороны в связи с происшествием, и добавил, что «Роскосмос» не будет скрывать от НАСА причины аварии и предоставит всю необходимую информацию. «Это высокотехнологичная отрасль, которая связана с риском, не зря наши космонавты получают всегда высокие награды за полет. Люди рискуют своей жизнью», — сказал Борисов.

Авария ракеты "Союз-ФГ" и корабля "Союз МС-10"

Авария ракеты «Союз-ФГ» и корабля «Союз МС-10»

Авария ракеты "Союз-ФГ" и корабля "Союз МС-10"

Авария ракеты «Союз-ФГ» и корабля «Союз МС-10»

6. Рассматриваются несколько версий случившегося. Одной из вероятных причин нештатной ситуации анонимные источники в ракетно-космической отрасли назвали плохое крепление при отделении блоков второй ступени, одно из которых могло зацепить центральный блок и тем самым спровоцировать потерю ориентации второй ступени, в конечном итоге приведшую к срабатыванию аварийного выключения двигателей второй ступени. Производитель двигателей первой и второй ступеней ракеты «Союз-ФГ», самарское предприятие «Кузнецов», отказался комментировать случившееся до полной расшифровки данных телеметрии. Производителем ракеты является самарский «Прогресс», руководство которого всегда присутствует на пилотируемых пусках.

7. Из-за большой нагрузки на действующий экипаж МКС следующий пилотируемый пуск может состояться раньше запланированного, однако запас продовольствия и предметов первой необходимости на МКС можно растянуть до апреля 2019 года. В настоящее время на МКС находятся астронавт ЕКА Александр Герст, космонавт «Роскосмоса» Сергей Прокопьев и астронавт НАСА Серина Ауньен-Чэнселлор. Хейг и Овчинин в следующем пуске к МКС участвовать не будут, но позднее еще полетят на станцию, т.к. подготовка космонавтов проводилась не один год и они в порядке на данный момент времени.

Авария ракеты "Союз-ФГ" и корабля "Союз МС-10"

Авария ракеты «Союз-ФГ» и корабля «Союз МС-10»

8. Запуск «Союз-ФГ» и стыковки «Союз МС-10» с МКС застрахованы в компании «Согласие». Сумма денежного возмещения составляет 4,65 миллиарда рублей. Страховым случаем, в частности, считается невыведение ракеты на заданную орбиту, утрата ракеты, прерванное зажигание и невозможность отсоединения корабля от ракеты.

9. Подобная авария с «Союзом» произошла 43 года назад во время миссии «Союз-18-1» с экипажем в составе Василия Лазарева и Олега Макарова, которых нужно было доставить на станцию «Салют-4». Старт ракеты состоялся 5 апреля 1975 года и продлился всего 21 минуту и 27 секунд. На 261-й секунде полета должно было произойти отделение второй ступени ракеты, но этого не случилось, и ракету начало раскачивать. В результате тогда также сработала автоматическая система отделения возвращаемого аппарата. Он спустился в 829 километрах к северу от границы с Китаем, а космонавты испытали пиковую перегрузку в более чем 20g.

Авария «Союз-18-1» в 1975 году, Василий Лазарев и Олег Макаров

Авария «Союз-18-1» в 1975 году, Василий Лазарев и Олег Макаров

10. Авария и приостановка пилотируемых пусков может спровоцировать пересмотр программы полетов к МКС. В частности, может быть перенесен запланированный на апрель 2019 года полет первого астронавта ОАЭ, который в настоящее время проходит обучение в Центре подготовки космонавтов. Допускается отмена выхода космонавтов в открытый космос для обследования внешней поверхности корабля «Союз МС-9», обнаруженная в августе трещина в корпусе которого спровоцировала утечку воздуха на МКС. Возможен перенос выходов в открытый космос астронавтов НАСА. В Казахстане допускают ухудшение экологической обстановки из-за возможного разлива оставшегося керосина из упавших ступеней ракеты. Скорее всего, оставшиеся на хранении «Союз-ФГ» будут проверены. По итогам расследования причин случившегося Борисов не исключил кадровых перестановок в руководстве госкорпорации.

Авария ракеты "Союз-ФГ" и корабля "Союз МС-10"

Авария ракеты «Союз-ФГ» и корабля «Союз МС-10»

11. С июля 2011 года российские корабли «Союз ТМА» и «Союз ТМА-М», а затем — «Союз МС», являются единственным средством доставки людей на МКС, однако уже в 2019 году совершат первые испытательные полеты американские пилотируемые корабли Dragon 2 и Starliner. Dragon 2 (компании SpaceX) в беспилотном режиме запустят в январе, в пилотируемом — в июне. Starliner (Boeing) без экипажа запустят в марте, с астронавтами — в августе. Штатные миссии запланированы на август и декабрь.

При подготовке текста использовались материалы информационных агентств в свободном доступе в интернет.

 

Оставить комментарий

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные для заполнения поля помечены *

очиститьОтправить