Полноразмерный макет легкого космического самолета, разработка которого была закрыта с началом создания «Бурана», установили в музее космонавтики в селе Архипо-Осиповка в районе Геленджика. Об этом сообщили РИА Новости в пресс-службе предприятия-разработчика самолета – НПО Машиностроения.

«Историческую кабину, оставшуюся от первоначального макета 1970-80-х годов, мы передали в музей космонавтики, где специалисты по оставшимся чертежам восстановили единственный в мире макет легкого космического самолета разработки академика Владимира Челомея», — рассказали в пресс-службе предприятия.
Разработкой крылатых орбитальных многоразовых пилотируемых космических кораблей в ОКБ Челомея (сейчас НПО Машиностроения) занялись в 1960-е годы. В 1976 году, в СССР было принято решение о создании многоразовой транспортной космической системы.ОКБ предложило вариант легкого космического самолета. Уже 1980 году был изготовлен полноразмерный макет легкого космического самолета. Однако в 1982 году работы по созданию самолета были прекращены пользу многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран».

«Легкий космический самолет разрабатывался с учетом возможности его применения как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах. Были тщательно проработаны вопросы обеспечения безопасности экипажа на старте, на всех участках полета и после приземления при возникновении нештатных ситуаций. Легкий космический самолет должен был решать комплекс военных и научно-прикладных задач», — пояснили в НПО Машиностроения.

Установленный в музее макет космического корабля можно осмотреть не только снаружи, но и внутри. Вместимость кабины рассчитана на 16 человек.
В музее пилотируемой космонавтики в Архипо-Осиповке представлены 22 макета ракет-носителей и автоматических станций «Луна-1», «Луна-3», луноход и искусственные спутники Земли, макет космического корабля «Союз-ТМА», спускаемый аппарат космического корабля «Союз-30», интерактивный физический аналог корабля «Восток», кино- и фотоаппаратура, используемая в космосе, полетные костюмы экипажей и различные типы скафандров космонавтов.

Особенностью легкого космического самолета стало использование теплозащитного покрытия, применявшегося на многоразовом возвращаемом аппарате комплекса «Алмаз». Данная теплозащита обеспечивала сто циклов возврата из космического пространства. Кроме этого, она была гораздо дешевле и надежнее плиточного покрытия «Бурана» и «Спейс Шаттла». Также от «Алмаза» должны были «перекочевать» системы обеспечения жизнедеятельности экипажа, управления и тому подобное.

К сожалению, среди наших ведомств и министерств заказчика на гражданский транспорт не нашлось, тогда Челомей В.Н. развернул программу, которую Велихов Е.П., всемирно известный академик, назвал «Звездные войны». Проект был весьма смелым и ошеломляющим. Были выпущены тех. предложения по ЛКС в 25 томах, а также техническое предложение по созданию космического флота из легких космических самолетов в 15 томов. Сам ЛКС предлагалось создать в течение четырех лет. Данные предложения поддержки у руководства Минобороны и отрасли не нашли. Несмотря на это, Челомей В.Н. в инициативном порядке разработал эскизный проект космического самолета. Основное внимание в проекте уделялось военному применению легкого космического самолета. В качестве основной задачи было обозначено выведение на околоземную орбиту лазерного оружия для предотвращения ядерного нападения. При этом на орбиту необходимо вывести было 360 орбитальных самолетов с лазерным оружием на борту. При этой «скорострельности» собирались довести до 90 запусков «Протонов» в год. Естественно, чтобы обеспечить дежурство легких космических самолетов на орбите в течение продолжительного времени, запускаться должны были беспилотные аппараты. В то же время, в случае снижения до безопасных пределов уровня военного противостояния, лазерное оружие возвращалось на Землю. Фактически данное предложения было «челомеевским» ответом на американскую СОИ (стратегическая оборонная инициатива).

В 1980 году на основании результатов эскизного проектирования изготовили полноразмерный макет легкого космического самолета.

Такое предложение, естественно, заинтересовало и военных, и руководителей СССР, которые были обеспокоены развертыванием СОИ. В сентябре 1983 года создали государственную комиссию по защите проекта легкого космического самолета. В состав комиссии вошли представители Минобороны, электронной промышленности, общего машиностроения, Александров А.П., Президент Академии наук СССР, и другие. Главным оппонентом на защите выступил Кисунько Г.В., генеральный конструктор систем ПРО, поскольку создание флота легких космических самолетов с лазерным оружием обесценивало наземные средства противоракетной обороны. По сути, Кисунько отстаивал собственные узковедомственные интересы. Тем не менее, он смог привлечь военных на свою сторону, и правительственная комиссия решила прекратить работы по ЛКС.

Дальнейшие работы были прекращены в пользу многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран», а силы КБ были направлены на работы по космическому комплексу станции и корабля «Алмаз». В интересах секретности изготовленный макет ЛКС был разобран, а техническая документация засекречена. До настоящего времени сохранилось несколько фотографий макета легкого космического самолета Челомея.

Возможно, если бы работы по легкому космическому кораблю не прикрыли, сейчас в России имелся бы мобильный и сравнительно дешевый многоразовый транспортный корабль, который бы не постигла судьба «Бурана» (стоит на приколе). Однако трудно представить, чтобы Глушко В.П. позволил использовать ЛКС Челомея для снабжения своих орбитальных станций.

Технические характеристики:
Разработчик – МКБ Машиностроения (КБ Челомея В.Н.), 1980 год;
Длина ЛКС – 18,75 м;
Высота – 6,7 м;
Размах крыла — 11,6 м;
Длина отсека полезной нагрузки – 6,5 м;
Диаметр отсека полезной нагрузки – 2,5 м;
Масса полезной нагрузки – 4,0 тонны;
Масса самолета с АДУ САС – 25,75 тонны;
Контрольная масса на орбите (при наклонении 51,65 градуса на высоте 220-259 км) – 19,95 тонны;
Масса на посадке – 18,5 тонны;
Запас топлива для маневрирования – 2,0 тонны;
Максимальная продолжительность полета в пилотируемом варианте – 1 месяц;
Максимальная продолжительность полета в беспилотном варианте – 1 год;
Боковой маневр при снижении в атмосфере +/- 2000 км;
Максимальная скорость при посадке – 300 км/ч;

Оставить комментарий

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные для заполнения поля помечены *

очиститьОтправить